Заказ звонка


Заказать Закрыть

Про натуральную форму возмещения по ОСАГО

         28.04.2017 вступила в силу измененная редакция Федерального Закона «Об ОСАГО», предусматривающая приоритет натуральной формы возмещения ущерба над денежной. Это означает, что в большинстве случаев страховщик не будет платить потерпевшему наличными деньгами, а отремонтирует ее за свой счет на СТО, с которой у него заключен договор.

 

Инициаторами внесения изменений предполагается, что эта мера существенно уменьшит количество судебных разбирательств, а, следовательно, и судебных расходов  страховых компаний, что приведет к стабилизации рынка в целом.  

 

Пока сложно сказать, насколько оправдаются эти надежды законодателя, однако уже сейчас, после прочтения новой редакции закона, очевидно, что количество нюансов во взаимодействии потерпевшего и страховой компании значительно увеличилось, при этом страховая компания априори имеет преимущество перед потерпевшим, как профессиональный участник рынка и в силу этого более подготовленный субъект.

 

Основная суть внесенных изменений – для всех полисов ОСАГО, заключенных с 28.04.2017 выплата возмещения деньгами становится исключением, а основной формой возмещения становится натуральная, при этом страховая компания организует ремонт путем выдачи направления на СТО и его последующей оплаты.

 

Выплата наличными деньгами оговорена в следующих случаях:

  1. Автомобиль принадлежит юридическому лицу;

  2. Автомобиль зарегистрирован не на территории РФ;

  3. Наступила полная гибель автомобиля («тотал»). Подробнее смотрите здесь.

  4. Смерть потерпевшего;

  5. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, если в заявлении о наступлении страхового случая он выбрал именно денежную форму;

  6. Если потерпевший является инвалидом и в заявлении о наступлении страхового случая он выбрал именно денежную форму;

  7. Если стоимость восстановительного ремонта превышает размер страховой суммы или лимит по «европротоколу» (при этом предусмотрена возможность ремонта при согласии потерпевшего доплатить);

  8. В случае, если у страховой компании отсутствует СТО, соответствующее требованиям закона, и потерпевший не согласен на ремонт на СТО, не соответствующей требованиям;

  9. Наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим.

 

Каким образом, с точки зрения закона должно быть возмещение ущерба в натуральной форме? Перечислим основные моменты:

  1. Срок на выдачу направления на ремонт остается тем же – 20 календарных дней, исключая официальные праздничные дни.

  2. Размер ущерба (стоимость ремонта) осуществляется по Единой методике, при этом не учитывается износ на заменяемые запасные части;

  3. Удаленность СТО от места ДТП или места жительства потерпевшего не может превышать 50 км, кроме случая, когда страховая компания оплачивает транспортировку автомобиля туда и обратно;

  4. Срок на осуществление ремонтных работ не может превышать 30 рабочих дней с момента представления автомобиля на СТО или передачи его страховщику для транспортировки на СТО. За нарушение этого срока новой редакцией закона теперь предусмотрена отдельная неустойка.

  5. Ремонт автомобилей, с года выпуска которых не прошло двух лет, осуществляется на СТО официального дилера;

  6. Ремонт осуществляется только новыми оригинальными запасными частями;

  7. Минимальный гарантийный срок на работы составляет 6 месяцев, на кузовные работы и работы по окраске – 12 месяцев.

 

Также законом предусмотрена возможность для потерпевшего, по письменному согласованию со страховщиком, организовать ремонт на СТО по собственному выбору. Однако, мы предполагаем, что в реальности такая форма получения возмещения останется в основном на бумаге, поэтому на ней мы не будем останавливаться.

 

Какие ожидаемые проблемные моменты можно выделить заранее:

 

   Срок на ремонт автомобиля начинает течь с момента «передачи» автомобиля на СТОА или страховой компании. Как можно предположить, чтобы не попадать на неустойку за нарушение сроков ремонта, страховая компания или ее СТО, выдав направление на ремонт, будут уклоняться от фактического оформления принятия машины до момента поступления на СТО необходимых запасных частей;

 

   Закон допускает отступление от части требований к ремонту, если это делается по соглашению между потерпевшим и страховой компанией. Так, это возможно для срока ремонта, удаленности СТО, ремонта на дилерской СТО или использования только новых оригинальных запасных частей. Требование к конкретной форме соглашения законом не установлены, поэтому это может быть сделано в любой письменной форме, например, путем включения согласия потерпевшего в форму заявления о страховой выплате, предлагаемую страховщиком при обращении потерпевшего. В этом случае большая часть потерпевших, не сильно продвинутая в юридических тонкостях, может подписывать это все, не читая;

 

   Совершенно очевидно, что ремонт на СТОА невыгоден для страховой компании по целому сегменту автомобилей. Речь идет про авто, в отношении которых на сегодняшний день справочниками РСА установлена стоимость запчастей, существенно ниже рыночной. Таким потерпевшим страховой компании выгоднее заплатить деньгами по Единой методике с учетом износа на заменяемые запасные части. Однако сделать это произвольно страховая компания не может, необходимо письменное согласие потерпевшего, поэтому здесь можно ожидать совершенно разных подходов к решению проблемы – от манипуляций со списком СТО (предлагать только сильно удаленные) до отказа принимать документы без подписанного согласия на выплату деньгами;

 

   Существующая система работы страховых компаний с универсальными (не дилерскими) СТО крайне редко предусматривает авансирование со стороны страховой компании (в основном – оплата по факту сделанных и принятых собственником машины работ), поэтому в закупку запасных частей СТО придется временно вкладывать свои средства, что обязательно скажется на сроках их доставки (долго), не исключены «пирамиды» при которых СТО будет заказывать запчасти по новым клиентам только после получения денег от страховой компании за уже сделанные работы и прочие "радости" от взаимодействия между двумя спихивающими друг на друга ответственность юрлицами – качество, сроки, устранение недостатков по гарантии и т.д.

 

            В этой связи можно порекомендовать, как всегда, быть на чеку при обращении в страховую компанию, не расслабляться, внимательно читать то, что подписываешь))) Практика применения новых положений закона, по мере ее накопления, безусловно, все расставит на свои места, наверняка через какое-то время даст свои разъяснения и Верховный Суд, однако до этого момента, потерпевшие и страховые компании смогут неоднократно проверить друг друга на прочность.

            Поэтому для потерпевших возрастает актуальность обращения за профессиональной юридической помощью до написания заявления в страховой компании для решения своих задач – заставить страховую компанию отремонтировать авто, когда она этого не хочет или наоборот выплатить деньгами, получить отремонтированное авто  в сроки, предусмотренные законом, получить неустойку за нарушение сроков ремонта авто, устранить недостатки ремонта по гарантии и т.д.

 

            Возникли вопросы или Вы уже оказались в одной из описанных ситуаций? Вы знаете, кому позвонить))))

 

 

 

Теги

ремонт по ОСАГО

ремонт вместо денег

проблемы с ремонтом по осаго

 

Яндекс.Метрика
На этом сайте собрана информация по следующим темам: выплата по осаго деньгами, осаго суд, агентство страховых споров, споры со страховой компанией, страховой адвокат, возмещение ущерба при ДТП, мало заплатила страховая компания, страховая выплатила меньше что делать, юрист по страховым спорам, не платит страховая компания, суд со страховой по осаго, помощь при получении страховой выплаты, страховая не выплачивает, страховой случай, страховая дтп, иск к страховой, страховая в новосибирске, не выплачивает страховая, помощь при банкротстве физических лиц, вина в дтп, у виновника нет осаго, снег упал на авто, дерево упало на авто