Заказ звонка


Заказать Закрыть

О практике ремонта по ОСАГО

 

 

Эту статью мы решили посвятить обобщению опыта, накопленного за более чем двухлетний период времени с момента внесения изменений в закон «Об ОСАГО» в части замены денежной выплаты ремонтом на СТОА по направлению страховой компании.

 

Тем нашим читателям, кто не хочет погружаться в детали данного вопроса (дальше будет много букв))) мы предлагаем перейти сразу к блок-схеме в конце данной статьи, которая даст общее понимание, что нужно делать, чтобы выйти победителем из ситуации с ремонтом за счет страховой компании.

 

Как и следовало ожидать, при выстраивании процесса рассмотрения заявлений потерпевших страховые компании положили в основу процесса не соблюдение требований закона, а собственное удобство и экономическую выгоду.

 

Большинство страховщиков приняли схему работы – любой ценой заталкивать потерпевшего на ремонт на СТОА, после этого отжимать СТОА по цене ремонта, после чего СТОА в свою очередь начинает активно склонять потерпевшего на использование подержанных или неоригинальных запасных частей, либо доплатить за ремонт из собственного кармана. Если конкретная СТОА откажется от ремонта, то направлять потерпевшего на другие СТОА из числа сотрудничающих со страховой компанией, пока кому-либо из участников процесса это не надоест. Причем направление на ремонт на СТОА зачастую происходит в т.ч. в отношении тех категорий автомобилей, которым закон предписывает платить деньгами – автомобили юрлиц, грузовые автомобили (в т.ч. категории «В»), автомобили, зарегистрированные в иностранном государстве.

           

            Как это обычно происходит? Расскажем подробно о каждой стадии с указанием подводных камней и как их обойти.

 

Все начинается обычно – потерпевший после ДТП обращается в страховую компанию с заявлением о выплате, страховая компания осматривает его автомобиль (сама или направляет к партнерскому оценщику, некоторые страховщики делают наоборот – сначала осматривают машину, потом принимают заявление о выплате), после чего начинает ставить перед выбором – выплата деньгами с обязательным подписанием соглашения о согласии с суммой выплаты (естественно, заниженной) либо выдача направления на СТОА.

Возможные вариации на этой стадии – направление  на СТОА выдается сразу при подаче заявления в страховую компанию (и потерпевший расписывается за его получение), однако в нем делается отметка, что оно недействительно без заверенной копии акта осмотра. В дальнейшем, если потерпевший отказывается от подписания соглашения на заниженную сумму выплаты, ему рекомендуют обратиться на СТОА для ремонта с ранее выданным направлением.

 

            Есть и совсем дикие варианты – после принятия заявления на выплату, потерпевшего для осмотра его автомобиля направляют на партнерское СТОА, в котором его под разными предлогами (безусловно, с ведома страховой компании) убеждают подписать договор уступки права требования к страховой компании (цессии) в обмен на ремонт его авто. Подписав такой договор, страховая компания производит перечисление страхового возмещения СТОА, а клиента ставят перед фактом – ремонт неоригинальными или контрактными запчастями, или доплата сверх выплаты страховой компании из своего кармана. К нам обращались двое потерпевших, подписавших такие договоры цессии, копия такого договора у нас имеется.

            Что делать, если Вы не хотите выплату ремонтом, а хотите деньгами и предлагаемая страховой компанией сумма Вас не устраивает? Ни в коем случае не подписывайте соглашение о согласии с суммой страховой выплаты (подробнее – здесь), смело берите направление на ремонт (от подкованного и знающего свои права гражданина СТОА откажется сама, лишние проблемы ей не нужны) и переходите к следующей стадии.

 

            Далее, в случае выдачи направления на ремонт на СТОА начинается следующая стадия – СТОА дефектует автомобиль, выставляет страховой компании для согласования смету и, поскольку в подавляющем большинстве случаев согласованной страховой компанией суммы недостаточно для ремонта автомобиля новыми оригинальными запасными частями (как предписывает закон), СТОА пытается склонить потерпевшего дать согласие на ремонт неоригинальными, бывшими в использовании запасными частями либо на доплату из собственного кармана. Возможные варианты – получение такого согласия обманом (например, указание мелким шрифтом в заказ-наряде, что потерпевший согласен на ремонт китайскими или не новыми запчастями), либо осуществление ремонта как придется вообще без согласия потерпевшего (такое не редкость).

            На этой стадии, если Вы не хотите ремонт за счет страховой компании, а хотите получить выплату деньгами, Вам необходимо твердо отказаться от использования не новых, неоригинальных запасных частей, увеличения сроков ремонта, обязательно сказать работникам СТОА, что, если ремонт все-таки состоится, то Вы будете очень придирчиво проверять его качество, приедете принимать машину с независимым экспертом. После этого следует вручить представителю СТОА направление на ремонт и потребовать принять автомобиль в ремонт прямо сейчас. Это нужно, для того, чтобы начали течь сроки на ремонт, предусмотренные законом – 30 рабочих дней. В большинстве случаев СТОА откажется на этой стадии принимать машину в ремонт, Ваша задача – записать на видео, в присутствии свидетелей, факт отказа СТОА от принятия машины в ремонт. Далее, если СТОА отказалось принимать машину в ремонт – прямая дорога в страховую компанию с претензией, после которой Вам выплатят страховое возмещение деньгами. Возможно, что еще раньше Вашей претензии в страховую компанию поступит письменный отказ СТОА от ремонта Вашего автомобиля. Если страховая компания после этого попробует отправить Вас на другое СТОА – это незаконно. После отказа СТОА от ремонта, страховая компания должна выплатить возмещение деньгами.

            Если рассчитанная по Единой методике стоимость ремонта без учета износа составила величину более 400 000 рублей при оформлении ДТП в ГИБДД либо более 100 000 рублей при оформлении по «европротоколу» (лимит на момент написания статьи), то потерпевший не обязан доплачивать разницу из своего кармана, страховая компания должна выплатить возмещение деньгами.

 

            Если Вы все-таки хотите ремонт за счет страховой компании – тогда попробуйте откровенно пообщаться с работниками СТОА о возможных сроках ремонта, его качестве, используемых при ремонте запасных частях и окончательно понять, надо оно Вам ли нет))).

 

            Если СТОА удалось согласовать со страховой компанией и потерпевшим детали ремонта, то начинается следующая стадия – непосредственно ремонт. Вопреки требованиям закона, СТОА в большинстве случаев избегает принимать машину в ремонт до поступления запасных частей – поскольку запасные части для ремонта приобретаются самые дешевые, то сроки их поставки, как правило, максимальные. На практике это выглядит следующим образом – потерпевшему говорят, что ремонт его автомобиля согласован со страховой компанией,  и когда поступят заказанные запасные части для его автомобиля, его пригласят на ремонт. На практике ожидание запасных частей может затянуться на несколько месяцев, а срок ремонта, указанный в законе (30 рабочих дней) отсчитывается только с момента передачи автомобиля на СТОА. Чтобы этого избежать – передавайте авто в ремонт сразу при первом визите, как указано выше. Законом предусмотрено общий срок с момента передачи авто на СТОА для ремонта, никаких отдельных сроков для доставки запасных частей, согласования сметы со страховой компанией и т.п. не предусмотрены – на все вместе отводится 30 рабочих дней.

 

Для наглядности - основные стадии отображены в виде блок-схемы:

 

 схема

 

Остались вопросы? Вы знаете, кому позвонить)).

 

Хотите, чтобы мы раскрыли интересующие Вас юридические вопросы в своих материалах? Напишите нам об этом в ответном письме или в нашей группе Вконтакте.

Яндекс.Метрика
На этом сайте собрана информация по следующим темам: суд дтп, выплата по осаго деньгами, осаго суд, агентство страховых споров, споры со страховой компанией, страховой адвокат, возмещение ущерба при ДТП, мало заплатила страховая компания, страховая выплатила меньше что делать, юрист по страховым спорам, не платит страховая компания, суд со страховой по осаго, помощь при получении страховой выплаты, страховая не выплачивает, страховой случай, страховая дтп, иск к страховой, страховая в новосибирске, не выплачивает страховая, помощь при банкротстве физических лиц, вина в дтп, у виновника нет осаго, снег упал на авто, дерево упало на авто, юрист по трудовым спорам, юрист по семейным спорам, семейный юрист, трудовой юрист